Москва в акциях протеста против президента Путина в 2022 году: хроника митингов, количество задержанных и уголовных дел. Как столица России включилась в борьбу против российского президента. Анализ обстановки и развития ситуации. Первый заместитель председателя комитета Госдумы по развитию гражданского общества Дмитрий Вяткин («Единая Россия») внес во вторник два законопроекта, ужесточающие правила проведения митингов. В частности, поправки запрещают финансировать их из иностранных источников, приравнивают пикетные очереди к публичным акциям и вводят ряд запретов для журналистов, освещающих эти мероприятия. Автор законопроекта считает, что предлагаемые меры приведут закон о митингах в соответствие с судебной практикой и позволят исключить иностранное вмешательство в дела России. Оппозиционеры отмечают, что на по-настоящему массовых акциях такие «запрещалки» не работают.
Свобода собраний на практике
Проблемы с согласованием
38. Официальная статистика, находящаяся в открытом доступе, показывает, что российские власти склонны отказывать в согласовании проведения публичных мероприятий.
39. Российские чиновники не публикуют свои решения относительно согласования мероприятий или соответствующую статистику. Единственный доступный свод федеральной статистики — это судебная статистика, касающаяся обжалований отказов согласовать проведение митинга. Она не дает понимание полной картины, так как не все отказы обжалуются в судах.
40. Однако судебная статистика способна показать, что:
- Многочисленные иски от организаторов означают, что было как минимум столько же, если не больше, отказов (526 за первые шесть месяцев 2022 года).
- В большинстве случаев суды либо прекращают дела по формальным причинам, либо отклоняют иски.
- Нередки случаи, когда суды выносят решения слишком поздно (то есть после запланированной даты проведения митингов).
41. Иногда бывает доступна местная статистика. Омбудсмен Санкт-Петербурга опубликовал статистику, которая показывает масштабы проблемы с отказами в согласовании:
- В случаях, когда число участников превышало 500 человек или место проведения находилось в центре города, власти согласовали только 15% из 91 уведомлений в 2020 г. и 40% из 383 уведомлений в 2019 г.
- В случаях, когда число участников не превышало 500 человек и место проведения находилось за пределами центра города, власти согласовали 57% из 317 уведомлений в 2020 г. и 60% из 1976 уведомлений в 2019 г.
Отмена публичных мероприятий и задержания
42. Российские власти до сих пор применяют политику полной нетерпимости к «несогласованным» акциям протеста. Массовые задержания не исчезли. Наоборот, количество задержаний существенно возросло.
43. В январе и феврале 2021 г. серия акций протеста состоялась не менее чем в 185 городах по всей России и на территории Крымского полуострова. Эти протесты сопровождались задержаниями беспрецедентных масштабов. Более 11 000 человек в более чем 125 городах были задержаны в ходе акций протеста 23 и 31 января, а также 2 февраля.
44. В 2020 году в ОВД-Инфо поступила информация о 2435 задержаниях в 56 регионах России. Как минимум 799 (треть) этих задержаний приходилась на одиночные пикеты. Большинство задержаний в 2020 году было зарегистрировано в Москве (1322) и Санкт-Петербурге (288). Самое большое количество задержаний происходило на акциях протеста против властей (749) и против политических репрессий (511).
45. Большинство задержаний происходило в период с апреля по конец 2020 года: 2048 задержаний было зарегистрировано во время 473 акций в 53 регионах, в основном в Москве (1108) и Санкт-Петербурге (189). Среди этих случаев как минимум 586 человек были задержаны во время одиночных пикетов. 15 июля в Москве было задержано как минимум 147 человек, вышедших на митинг против новых поправок к Конституции.
46. Эта статистика не учитывает превентивные задержания и задержания, произведенные постфактум. Практика задержания протестующих не на самих митингах, но в период между ними (на улице, дома, на работе) активно использовалась в Хабаровске, где акции протеста проводились регулярно, начиная с середины июля 2020 года. С 11 июля по 1 декабря 2020 года на митингах в Хабаровске было задержано как минимум 64 человека, а почти вдвое больше, как минимум 121 человек, было задержано в период между митингами.
47. Кроме того, в Москве власти начали использовать систему распознавания лиц для идентификации протестующих и их последующего привлечения к административной ответственности. В 2020–2021 гг. эти технологии были введены для отслеживания передвижений граждан с целью контроля за соблюдением карантинных мер.
Насилие, пытки и угрозы со стороны полиции
i. Общие положения
48. СМИ продолжают регулярно публиковать информацию о случаях применения полицией насилия. Последний пример — жестокое подавление мирных оппозиционных протестов 23 и 31 января 2021 г.
49. Во многих городах во время протестов полиция задерживала мирных и невооруженных граждан с применением неоправданной и излишней жестокости. Также наблюдались случаи прицельных избиений, как во время митингов, так и во время задержания. Людей били по головам полицейскими дубинками, бросали на пол автозаков, били ногами и заставляли лежать или сидеть на снегу. Сообщалось о применении электрошокеров.
50. Также сообщалось о случаях избиений и пыток внутри отделов полиции. В нескольких московских отделах задержанных отводили в отдельные комнаты, где их избивали (часто с применением спецсредств) до тех пор, пока они не соглашались дать отпечатки пальцев. Задержанным также не давали пользоваться телефоном. О похожих случаях сообщалось в Санкт-Петербурге и Воронеже.
ii. Расследование насилия
52. После вышеописанных событий несколько человек подали заявления о совершенных преступлениях, требуя их расследования и судебного преследования официальных лиц, ответственных за незаконное применение насилия. Тем не менее следственные органы обычно отказывают в рассмотрении таких заявлений. Вопреки закону, следователи не регистрируют такие заявления как сообщения о преступлении и не проводят доследственную проверку, предусмотренную Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. В Приложении № 7 мы приводим информацию о сообщениях о преступлениях, поданных Комитетом против пыток и Фондом «Общественный вердикт», а также о результатах их рассмотрения.
iii. Бесчеловечные условия перевозки
53. То, как задержанные демонстранты перевозились в Москве в январе и феврале 2021 года, подтверждает, что сотрудники правоохранительных органов, отвечающие за процедуры задержания и доставления, не уделяют первоочередного внимания соблюдению прав заключенных (задержанных) и стандартов транспортировки, что приводит к массовым и повсеместным нарушениям, затрагивающим лиц, задержанных во время акций протеста. Задержанных перевозили на большие расстояния в переполненных автомобилях без доступа к питьевой воде, еде и туалетам. Некоторые задержанные провели 40 часов в транспортных средствах для задержанных, и им было отказано даже в элементарных потребностях. Более подробную информацию о бесчеловечных условиях перевозки.
- Нарушение права на защиту и иных прав
54. После задержаний 23 и 31 января многим людям было отказано во встрече с адвокатами. Их также незаконно лишили телефонов и заставили сдать отпечатки пальцев или сфотографироваться. Подробнее об этих нарушениях — в Приложениях № 9, 10, 11, 12 и 13.
- Административное преследование
55. После задержаний протестующие привлекаются к административной ответственности.
56. Согласно данным официальной статистики:
- Число административных дел против протестующих постоянно увеличивается. После акции протеста 23 января 2021 года в Москве было возбуждено 5716 административных дел. Для сравнения: за весь 2018 год в Москве было возбуждено 1039 дел, в 2019 году — 3275. В Санкт-Петербурге в районные суды поступило 1659 дел по части 1 статьи КоАП РФ и 314 дел по части 6.1 статьи 20.2 КоАП РФ.
- Существенно выросла доля арестов: по первым двум тысячам административных дел за нарушение порядка проведения публичного мероприятия в Москве суды назначили арест в 43% случаев и штраф в 56%; судьи приговорили к аресту 1251 человека и оштрафовали 2500 человек. Для сравнения: в 2019 году, когда в Москве также проходили акции, сопровождавшиеся массовыми задержаниями, доля арестов составила всего 4% от всех обвинительных постановлений.
- Уголовное преследование
57. Уголовные преследования протестующих велись в 2020 и в 2021 годах, некоторые из них продолжались с предыдущих лет, другие дела были возбуждены в этот период.
Продолжение коллективных преследований:
- В течение 2020 года продолжилось рассмотрение так называемого «ингушского дела». В его составе десятки уголовных дел, заведенных на лиц, принявших участие в массовых акциях протеста против пересмотра в 2018 году административной границы между Ингушетией и Чечней. В основном, протестующим из Ингушетии были предъявлены обвинения в применении насилия в отношении сотрудников правоохранительных органов или в причастности к деятельности экстремистского сообщества. Некоторые из протестующих, обвиняемых в применении силы, были приговорены к лишению свободы до 3,5 лет, другие все еще находятся в процессе судебного рассмотрения дела. Это, в основном, те, кто обвиняется в организации применения насилия или организации либо участия в деятельности экстремистского сообщества. Российские правозащитные организации, например Правозащитный центр «Мемориал», считают эти уголовные дела политически мотивированными. Эти вопросы поднимались в жалобах в Европейский Суд по правам человека, например, в жалобе № 8936/20 «Саутиева против России».
- Еще одним коллективным уголовным делом, продолжающимся с прошлых лет, является так называемое «московское дело» — серия уголовных дел, возбужденных с конца июля по конец октября 2019 года после публичных мероприятий и публикаций в социальных сетях против запрета допуска независимых кандидатов на выборы в Мосгордуму.
Новые коллективные судебные преследования:
- «Владикавказское дело». В апреле 2020 года во Владикавказе прошли протесты против обязательной самоизоляции во время пандемии коронавируса и ухудшения экономических условий. Десятки участников протестов были обвинены по меньшей мере в хулиганстве и насилии в отношении сотрудников правоохранительных органов. К сожалению, в публичном пространстве отсутствует подробная информация об этих делах. Правозащитники опасаются, что такое непрозрачное судебное преследование может скрывать нарушения прав человека.
- Уголовные дела в отношении участников акций протеста в Хабаровске, которые прошли во второй половине 2020 года. Акции протеста начались с выражения поддержки экс-губернатору Хабаровского края Сергею Фургалу, которому было предъявлено уголовное обвинение. Нескольким людям были предъявлены обвинения в применении насилия по отношению к сотрудникам правоохранительных органов, а также в неоднократном нарушении установленного порядка организации или проведения публичных мероприятий. В настоящее время многие дела прекращены, а в некоторых случаях предварительное следствие закончилось отказом в возбуждении уголовного дела. Однако в разных городах России по-прежнему возбуждаются новые уголовные дела в отношении участников публичных мероприятий, проводимых в знак солидарности с протестом в Хабаровске. Например, в декабре 2020 года в Новосибирске Дарье Горбылевой было предъявлено обвинение в применении насилия в отношении сотрудника полиции.
- «Дворцовое дело» состоит из более ста уголовных дел, заведенных после беспрецедентного разгона мирных акций протеста в поддержку российского оппозиционного политика Алексея Навального и против коррупции в январе и феврале 2021 года. Протестующим по всей России предъявлены обвинения в применении насилия в отношении сотрудников полиции, блокировании дорог и пешеходных переходов, призывах к массовым беспорядкам, нарушении санитарно-эпидемиологических норм, вовлечении несовершеннолетних в незаконную деятельность, представляющую опасность для их жизни, и ряде других преступлений. В этом деле протестующие столкнулись с многими новыми или резко измененными уголовными статьями, по которым правоприменение представляется неясным и непредсказуемым (например, о нарушении санитарно-эпидемиологических правил, а также блокировании дорог и тротуаров). К середине апреля 2021 года уже было вынесено около 20 судебных постановлений по этим делам.
58. В 2020 году также имели место случаи предъявления организаторам и участникам мероприятий обвинений в неоднократном нарушении установленного порядка организации или проведения публичных мероприятий (статья 212.1 УК РФ). Например, в декабре 2020 года российский политик Юлия Галямина получила два года условно. Ранее, в 2020 году, активист Константин Котов отбывал наказание в виде реального лишения свободы по той же статье Уголовного кодекса за мирный несогласованный протест. Конституционный Суд России повторно рассмотрел вопрос о конституционности статьи 212.1 Уголовного кодекса по делу Котова. Статья была признана конституционной, но дело Котова было отправлено на пересмотр, в результате чего наказание было сокращено с четырех лет лишения свободы до полутора лет. Таким образом, юридическая проблема не была решена. В настоящее время ведутся другие аналогичные дела.
59. Важно также отметить, что в отношении российских должностных лиц не было возбуждено ни одно уголовное дело о незаконном воспрепятствовании проведению или участию в публичных мероприятиях (статья 149 Уголовного кодекса Российской Федерации). Более того, мы не знаем ни одного такого случая за всю историю существования этой уголовной статьи. Существует также много проблем с расследованием случаев насилия со стороны полиции во время публичных мероприятий (см. раздел с (ii) выше).
- Другие методы давления
60. Развернута кампания по дискредитации протестов и запугиванию как реальных участников, так и потенциальных. Власти используют различные превентивные меры, в том числе угрозы отчисления из университета или увольнения с работы. Протестующим угрожали привлечением к ответственности по обвинению в различных правонарушениях, например в нарушении правил дорожного движения и так далее. Протестующих помещали в психиатрические больницы или на обязательную самоизоляцию. Протестующих и их родственников могут навестить сотрудники полиции. Формальная причина таких посещений — профилактические беседы с целью предотвращения правонарушений. Очевидно, однако, что подобные визиты направлены на запугивание протестующих.
61. При подготовке к митингам полиция может блокировать центральные улицы и станции метро, а также ограничить работу кафе и магазинов. Для идентификации протестующих используются городские системы видеонаблюдения и распознавания лиц. Такие меры препятствуют реализации свободы собраний. Во-первых, они запугивают людей и удерживают их от участия в протесте. Во-вторых, они формируют образ протеста как чего-то плохого, опасного и незаконного. Кроме того, в правовой системе страны отсутствуют эффективные юридические средства для защиты от такого вмешательства и его оспаривания.
- Ограничение информации о собраниях
62. Главная проблема в этой сфере — это задержания и судебное преследование журналистов до, во время, и после публичных мероприятий.
- Союз журналистов России зафиксировал более 200 нарушений прав журналистов в 40 регионах России, которые работали на протестных акциях 23 и 31 января, а также 2 февраля. ОВД-Инфо известно о более чем 150 арестах журналистов, освещавших протесты. Некоторые журналисты были избиты полицейскими с применением дубинок и электрошокеров, часть получила травмы головы.
- С начала 2020 года по 19 марта 2021 года как минимум 71 дело было опубликовано российскими судами по статье 20.2 КоАП против журналистов, освещавших протесты. Эти дела зафиксированы в 16 регионах (30 из Хабаровского края и 18 из Москвы). 67 из этих дел закончились обвинительными постановлениями. Максимальный штраф составил 150 тысяч рублей, максимальный срок ареста составил 15 дней.
63. Кроме того, широко распространена практика блокировки либо угроз блокировки веб-сайтов за публикацию информации о протестах, также как и дискредитация протеста и свободы собраний в провластных медиа.
- Несовершеннолетние
64. Несовершеннолетних, задержанных на январских и февральских протестах 2021 года, держали в полицейском автотранспорте, в то время как формальные записи об их задержании не были сделаны. Полиция также не уведомляла законных представителей несовершеннолетних об их доставлении в отделы полиции. Несовершеннолетних допрашивали без их родителей. См. более подробную информацию в Приложении № 20.

Предельная численность
Если норма предельной заполняемости определяет, сколько человек может собраться на конкретной площадке, то от «предельной численности» зависит, нужно ли согласовывать акцию. Только мероприятия с меньшим количеством участников не требуют подачи уведомления. Остальные согласуются, как в любом другом месте.
Федеральный закон устанавливает только нижний предел в 100 человек. Это означает, что для мероприятий в пределах 100 человек в гайд-парках в любом случае не нужно подавать уведомления.
Обычно региональные законодатели не отходят от предложенного минимума. «Предельная численность» в 100 человек установлена в 66 регионах, еще в одном — Новгородской области — она составляет 101 человека. Еще в нескольких областях она не установлена. Следовательно, здесь применяется минимум в 100 человек.
В пяти регионах (в Татарстане, в Калужской, Самарской, Томской и Тюменской областях) норма увеличена до 150 человек. В Санкт-Петербурге она составляет 200, в Мурманской области — 250, на Камчатке — 300 (если иного не указано в «технической документации специально отведенного места»), в Иркутской области — 500 и только в Красноярском крае — рекордные 1000 человек.
Предельная численность для проведения акции в гайд-парке без уведомленияВ московском законе предельная численность не установлена. Уведомление не требуется, если мероприятие проводится на «специальной площадке» в рамках ее предельной заполняемости. Предельная заполняемость единственного действующего в Москве на апрель 2022 года гайд-парка в Сокольниках определена правительством города и составляет 1500 человек. Соответственно, для любых акций до 1500 человек на этой площадке подавать уведомление не нужно.
Точно определить количество участников само по себе непросто, но еще сложнее отличить их от других людей, оказавшихся в гайд-парке: «предельная численность» устанавливается именно для участников акции. В некоторых регионах законы даже прямо запрещают «ограничивать проход» или «создавать препятствия для доступа на территорию специально отведенного места граждан, не являющихся участниками публичного мероприятия». Такие требования есть в Вологодской, Калужской, Орловской областях.
Источники
Использованные источники информации при написании статьи:
- https://ovdinfo.org/report/lashmankin-i-drugie-protiv-rossiyskoy-federacii
- https://ovdinfo.org/reports/specialnye-ploshchadki-dlya-mitingov