Антимонопольные меры по отношению к существующим и формируемым монополиям в россии

 

Скачать бесплатно: Проблема монополизации рынка и антимонопольная политика в России. Тип: Курсовая работа. Размер: 56.83K. Скачано: 155. Российские монополии и необходимость антимонопольной политики

Как регулируют естественные монополии

Деятельность естественных монополий регулирует Федеральная антимонопольная служба. Она использует два метода: ценовой и сервисный.

Ценовой метод. Для монополий устанавливают предельные тарифы на продукцию. Государство контролирует цены компаний-монополистов и следит, чтобы они не превышали установленный максимум. Например, так регулируют стоимость проезда в метро.

Сервисный метод. Монопольные компании должны давать потребителям свободный доступ к продукции, а некоторым категориям еще и бесплатное обслуживание или льготы. Например, дети и пенсионеры могут ездить в метро бесплатно по социальной карте.

При этом антимонопольная служба следит за всеми сделками и инвестициями монополиста, чтобы компания не могла полностью контролировать рынок.

О порядке регулирования монополий

Почему появляются естественные монополии

Если монополия образовалась сама собой, ее называют естественной.

Бизнес растет. Обычно естественные монополии возникают в результате роста бизнеса. Компании стремятся получить больше прибыли и вытеснить конкурентов, поэтому закупают оборудование, расширяют производство и выходят на новые рынки. Чем масштабнее бизнес, тем дешевле ему обходится изготовление и продажа продукта и легче дальнейший рост. Когда компания становится большой, она может диктовать свои условия рынку, а значит, способна разорить конкурентов или вынудить их продать бизнес. Так она становится монополией.

Компаниям невыгодно конкурировать. Иногда естественные монополии возникают, когда нескольким компаниям невыгодно вести деятельность на конкретном рынке. Например, если открыть в небольшом городе второй кинотеатр, ему придется делить с первым небольшую аудиторию — обе компании понесут убытки и разорятся. Поэтому тот, кто открыл кинотеатр первым, становится монополистом.

Высокий порог входа в сферу. Чаще всего естественная монополия возникает в сферах с высоким порогом входа: когда для производства товара или услуги нужно дорогое оборудование или инфраструктура. Например, трудно открыть парк развлечений — нужно найти большую территорию, получить разрешение, открыть кафе или договориться с другой компанией о сотрудничестве, купить дорогие аттракционы и следить за безопасностью посетителей.

Если производить продукт или оказывать услугу может только эта компания — это абсолютная монополия. Например, в России только Роскосмос доставляет грузы и космонавтов на МКС. Это абсолютный монополист в стране — у других транспортных компаний нет космических кораблей и разрешения на такую работу. А в мире только Окриджская национальная лаборатория и НИИАР добывают калифорний — один из самых дорогих металлов в мире.

Этот вид монополии не вредит рынку, но деятельность монополистов контролируют законы и надзирательные органы.

Какие бывают монополии

Монополии бывают государственными и негосударственными.

Государственные. Государство может монополизировать производство или продажу определенных товаров, а иногда — установить полный контроль над отраслью. Например, выпускать деньги и контролировать их обращение может только Центробанк — государственный орган. А еще только он выдает лицензии коммерческим банкам.

Что такое Центробанк и зачем он нужен

Есть три цели, для которых государство образует монополию:

  1. Контроль потенциально опасных сфер деятельности. Например, производство и сбыт наркотиков и психотропов, оборот оружия. Еще государство контролирует продажу алкоголя: чтобы продавать крепкие напитки, нужно получить лицензию и заплатить налог — акциз.
  2. Защита национальных богатств. Например, право на добычу и переработку газа в России есть только у Газпрома: больше 50% акций этой компании принадлежит государству. Еще есть запрет: иностранцы не могут выкупить месторождения, поэтому деньги от продажи пойдут в бюджет.
  3. Поддержка социально значимых сфер деятельности. Частная компания не сможет построить метро или железную дорогу — проекты в социально значимых сферах невозможны без государственного финансирования.

Негосударственные. Такие монополии образуют частные компании. Они могут быть естественными и искусственными. Естественные монополии образуются сами собой, а искусственные — в результате сговора компаний или из-за влияния внешних факторов.

Россия на пути борьбы с монополиями

Законодательство РФ относительно конкуренции и монополий – это новое явление в экономике государства, в его правовой жизни. Впервые решение о создании законодательства для регулирования деятельности трестов и синдикатов было принято в ХХ веке. В тот период все ограничилось правительственными законопроектными работами. Воспрепятствовала развитию тенденции Первая мировая война. После становления советской власти идея борьбы с монополиями полностью потеряла всякий смысл. За счет комплексной ликвидации частного предпринимательства и принятия планово-командной хозяйственной политики централизованного типа государство приобрело небывалую в истории мощь и силу. По большому счету, оно само превратилось в монополиста, который охватил практически все сферы деятельности: экономику, идеологию и политику.

Источники и цели конкурентной политики

Антимонопольное законодательство является одним из источников антимонопольной политики. Антимонопольное законодательство - это направление деятельности государства в экономической деятельности. антимонопольная политика естественная монополия.

Антимонопольное законодательство Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоит из Федерального закона "О защите конкуренции" и других федеральных законов.

Правовое регулирование защиты конкуренции и ограничения монополистической деятельности на рынках Российской Федерации осуществляется через систему нормативных правовых актов. Принципы антимонопольного регулирования определены Конституцией Российской Федерации, статья 8 которой устанавливает основной принцип рыночной экономики - свободу конкуренции. Второе предложение статьи 34 запрещает экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Статья 74 Конституции Российской Федерации провозглашает существование единого экономического пространства в стране, что является необходимым условием для развития конкуренции.

Среди международных правовых актов в области конкурентного права следует выделить следующие:

  • Соглашение о согласованной антимонопольной политике, подписанное государствами-участниками СНГ 12 марта 1993 года,
  • Соглашение о координации антимонопольной политики, заключенное в развитие Соглашения от 25 января 2000 года, двусторонние соглашения между Правительством Российской Федерации и правительствами иностранных государств.

Этапы развития антимонопольного законодательства в Российской Федерации:

  • Федеральный (п. "ж" ст. 71 Конституции РФ).
  • На уровне субъекта РФ - в сфере, не входящей в исключительную сферу и в сфере совместного ведения.

Субъекты Российской Федерации имеют право регулировать, формировать и применять цены в соответствующей сфере экономики, включая естественные монополии. На муниципальном уровне они могут влиять на работу местной монополии.

Нормы антимонопольного законодательства действуют на всей территории Российской Федерации и могут иметь экстерриториальный характер (действовать за пределами Российской Федерации) при условии, что:

  1. соглашение имеет негативный эффект.
  2. договор заключается в отношении основных средств, акций, долей, прав в отношении российских коммерческих организаций.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти". Правительство Российской Федерации постановляет:

  • Федеральная антимонопольная служба (ФАС) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о конкуренции на товарных рынках и рынке финансовых услуг, естественных монополиях, рекламе, а также издающим в пределах своей компетенции индивидуальные правовые акты в установленной сфере деятельности.
  • Федеральная антимонопольная служба находится в подчинении Правительства Российской Федерации.
  • Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность как непосредственно, так и через свои территориальные органы.

В сферу контроля ФАС России входят следующие действия органов:

  • Соблюдение требований по обеспечению доступа на рынки услуг естественных монополий и предоставление услуг естественным монополиям на недискриминационных условиях;
  • Соблюдение требований к обязательному заключению договоров, установленных законодательством о естественных монополиях;
  • Деятельность субъектов оптового и розничного рынков электрической энергии, занимающих исключительное положение на указанных рынках, перераспределение долей (акций) в уставных капиталах субъектов оптового рынка и их принадлежность, общий объем установленной генерирующей мощности электростанций, принадлежащих генерирующим компаниям;
  • Деятельность администратора торговой системы оптового рынка электроэнергии, а также соблюдение стандартов раскрытия информации компаниями оптового и розничного рынка электроэнергии.
  • Действия с участием предприятий естественной монополии или связанные с ними, которые могут привести к ущемлению интересов потребителей или препятствовать экономически обоснованному переходу соответствующего товарного рынка от естественной монополии к конкурентному рынку.

Полномочия ФАС России реализуются посредством методов и механизмов защиты прав и интересов участников, которые установлены Федеральным законом "О защите и конкуренции". Сам Федеральный закон "О защите и конкуренции" устанавливает следующие методы регулирования и контроля, включая контроль за действиями предприятий естественных монополий:

  1. Возбуждение и рассмотрение дел о нарушении антимонопольного законодательства с вынесением обязательных для исполнения решений и предписаний.
  2. Привлечь к административной ответственности.
  3. Одобрить гражданско-правовые сделки, касающиеся или связанные с предприятиями естественных монополий.
  4. Получать необходимую информацию и документы о деятельности субъектов естественных монополий.
  5. Внесение предложений в лицензирующие органы с предложением об аннулировании, отзыве лицензий на осуществление субъектами экономической деятельности отдельных видов деятельности, нарушающих антимонопольное законодательство, или о приостановлении действия таких лицензий.
  6. Обращение в арбитражный суд с заявлениями и требованиями о нарушении антимонопольного законодательства.

Можно выделить следующие основные цели антимонопольной политики, достижение которых раскрывает эффективность рыночной системы:

  • Рациональное использование ресурсов для производства продукции и ее соответствие количественным и качественным требованиям потребителей.
  • Деятельность участников рынка на каждом этапе производственного цикла должна быть передовой и оптимальной, с использованием преимуществ науки и техники.
  • Распределение доходов должно быть справедливым и не превышать уровень, необходимый для покрытия расходов.
  • Достижение социальной и экономической стабильности в обществе.

В этом контексте основными экономическими целями антимонопольной политики являются оптимизация структуры рынка, нейтрализация монопольной власти и различных способов ее проявления, исправление неблагоприятных для общества экономических результатов, решение двух задач: повышение качества жизни и обеспечение конкурентоспособности российской экономики.

Для достижения этих целей необходимо:

  1. осуществлять меры по демонополизации сильно монополизированных рынков и содействовать развитию предпринимательства;
  2. обеспечение "прозрачности" создания, слияния и вступления торговых организаций, процедур, предусматривающих концентрацию активов и рыночной власти
  3. снижение барьеров для входа новых экономических структур и обеспечение эффективного контроля за поведением доминирующих экономических субъектов
  4. активизации работы по предупреждению и пресечению недобросовестной конкуренции на товарных рынках
  5. рационализация предоставления государственной помощи;
  6. организация антимонопольного контроля за поведением субъектов естественных монополий
  7. пропаганда основных требований и норм антимонопольного законодательства разработка соглашений, направленных на адвокатирование конкуренции.

Источники

Использованные источники информации при написании статьи:

  • https://secrets.tinkoff.ru/glossarij/monopoliya/
  • https://businessman.ru/new-antimonopolnaya-politika-v-rossii.html
  • https://natalibrilenova.ru/rossijskie-monopolii-i-neobhodimost-antimonopolnoj-politiki/
0 из 5. Оценок: 0.

Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением о статье.

Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий