Апреты на митинги в россии

 

Первый заместитель председателя комитета Госдумы по развитию гражданского общества Дмитрий Вяткин («Единая Россия») внес во вторник два законопроекта, ужесточающие правила проведения митингов. В частности, поправки запрещают финансировать их из иностранных источников, приравнивают пикетные очереди к публичным акциям и вводят ряд запретов для журналистов, освещающих эти мероприятия. Автор законопроекта считает, что предлагаемые меры приведут закон о митингах в соответствие с судебной практикой и позволят исключить иностранное вмешательство в дела России. Оппозиционеры отмечают, что на по-настоящему массовых акциях такие «запрещалки» не работают. English version: Legislative restrictions of freedom of assembly at the end of 2020

Блокировка постов за несогласованные митинги

Блокировка постов за несогласованные митинги

Госдума ввела понятие «социальная сеть». Под это определение, согласно новому закону, попадают сайты, суточная аудитория которых превышает 500 тыс. россиян. Такие ресурсы внесут в реестр Роскомнадзора. С 1 февраля 2022 года их обяжут самостоятельно блокировать контент с детской порнографией, а также информацию, которая «склоняет к самоубийству», описывает способ изготовления и применения наркотиков, рекламу азартных игр и алкоголя.

Но главное в свете позиции действующей власти, видимо, другое. Соцсети обяжут сначала искать, а потом и блокировать призывы к участию в «массовых мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка», а также «фейковые новости» и информацию, «выражающую „явное неуважение“ к обществу, государству, Конституции России»

Что именно считать недостоверной информацией, как оценивать законность или незаконность анонсированной публичной акции, а также степень «неуважения» к государству — не уточняется. Сказано лишь, что, если «владелец социальной сети» не может сам это определить, он обязан пожаловаться в Роскомнадзор в течение дня и всё равно временно заблокировать публикацию.

Сын актера Михаила Боярского, единоросс Сергей Боярский вместе с Андреем Альшевских внесли законопроект еще в 2022 году, однако тогда он не прошел второе чтение из-за претензий федерального правительства. Теперь же приняли максимально быстро.

Блокировка YouTube

Блокировка YouTube

Иностранным соцсетям, в числе которых Twitter, Facebook, а также сервису YouTube, будут грозить санкции за ограничение доступа к информации по признакам национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, «установления владельцем информационного ресурса иных ограничений, нарушающих право граждан России свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом».

Закон предусматривает блокировку, замедление трафика и административные штрафы. В случае нарушения генпрокурор после согласования с МИД сможет выдать владельцу издания статус допускающего дискриминацию против российских СМИ. Штраф для платформ дойдет до 3 млн рублей.

Соцсетям также рекомендовали «не допускать распространения материалов, содержащих нецензурную брань».

Поправки предложил единоросс Павел Крашенинников, избранный в Госдуму от Свердловской области. Авторы законопроекта ссылались на цензуру Twitter, Facebook и YouTube против работающих на российские власти RT, РИА «Новости» и «Крым 24».

Удаление персональных данных

Удаление персональных данных

Единоросс Антон Горелкин внес законопроект, по которому вводится понятие «персональные данные, разрешенные субъектом персональных данных для распространения». Из документа следует, что операторы общедоступных персональных данных не смогут публиковать и распространять информацию людей без их согласия — их обяжут удалять или менять данные по запросу людей.

«Слегка изменится регистрация на разных сетевых ресурсах, например, в соцсетях. Скорее всего, пользователю будет предложено сразу определить свои ограничения на использование его общедоступных персональных данных. Нужно будет поставить несколько дополнительных „галочек“, что и как гражданин разрешает использовать из всего выгружаемого им в сеть», — уточнил Горелкин в своем телеграм-канале.

Утверждается, что «молчание или бездействие» не может считаться согласием на обработку персональных данных. При этом запреты не распространяются на случаи обработки персональных данных в государственных, общественных и иных публичных интересах.

Абстрактные запреты

Запреты на проведение митингов вокруг объектов определенного типа были обнаружены в законах 63 субъектов России.

Наиболее распространенные объекты — это территории образовательных и медицинских организаций. Встречаются и неожиданные запреты: например, в 200 метрах от пляжей (Марий Эл), в 100 метрах от редакций СМИ (Курганская область), около кафе и ресторанов (Мордовия), рядом с хлебопекарнями (Нижегородская область).

На практике такие ограничения приводят к запретам митингов на большой части города и особенно — в центре.

По оценке на август 2022 года, под запретом оказалось более 73% площади Нижнего Новгорода, более 58% Новосибирска, более 47% Кирова, более 36% Йошкар-Олы и Казани, более 30% Екатеринбурга.

Хронология событий

Ниже представлена хронология принятия законопроектов. Для удобства читателей используются следующие обозначения:

  • символом «A» обозначены события, связанные с введением обязательной блокировки информации о несогласованных акциях в соцсетях;
  • символом «B» обозначены события, связанные с изменениями в ФЗ о митингах из «пакета Вяткина»;
  • символом «С» обозначены события, связанные с изменениями в УК из «пакета Вяткина»;
  • символом «D» обозначены события, связанные с изменениями в КоАП из «пакета Вяткина».

12 июля 2017 года (A) — в Госдуму внесен законопроект о введении для распространителей информации в сети интернет обязанности удалять информацию, распространение которой является преступлением или правонарушением. Изначально проект внесли депутаты Сергей Боярский и Андрей Альшевских, потом ряд других депутатов и сенаторов присоединились к законопроекту. В апреле 2018 года появился уточненный текст законопроекта с упоминанием социальных сетей.

12 апреля 2018 года (A) — законопроект о блокировке информации владельцами соцсетей принят в первом чтении.

16 июля 2020 года (A)  — внесен законопроект об административной ответственности за нарушения требований о блокировке информации в соцсетях.

13 октября 2020 года (A) — принят в первом чтении законопроект об административной ответственности за нарушения требований о блокировке информации в соцсетях.

17 ноября 2020 года (B) — Дмитрий Вяткин внес два законопроекта об изменениях в ФЗ о митингах в части запрета зарубежного и иностранного финансирования, а также усложнения процедур согласования, обязанностей журналистов, введения новых территориальных запретов и т. д.

23 ноября 2020 года (D) — Дмитрий Вяткин внес два законопроекта о поправках в КоАП, в частности о введении новой административной ответственности для организаторов, участников акций и для журналистов, освещающих акции, а также об усилении существующей административной ответственности за нарушения во время публичных мероприятий.

9 декабря 2020 года (B) — в первом чтении приняты два законопроекта Дмитрия Вяткина о внесении изменений в ФЗ о митингах.

14 декабря 2020 года — Дмитрий Вяткин внес законопроекты о поправках в ст. 213 и 267 УК. Впоследствии на законопроект о внесении изменений в ст. 267 УК поступил отрицательный отзыв из Верховного суда РФ.

18 декабря 2020 года (A) — предложен ко второму чтению законопроект об ответственности за нарушения требований о блокировке информации в соцсетях. Депутат Дмитрий Вяткин предложил дополнить законопроект поправкой, уточняющей связь административной ответственности за нарушение порядка организации публичного мероприятия и уголовной ответственности (абзац первый части 3 статьи 20.2 после слов «территории (помещения)» дополнить словами «если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния»).

21 декабря 2020 года (A) — ответственный комитет Госдумы рекомендовал включить в текст законопроекта о блокировках в соцсетях поправку депутата Сергея Боярского, предусматривающую обязанность для владельцев социальных сетей осуществлять мониторинг с целью выявления «информации, содержащей призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка». После выявления такой информации владелец соцсети должен «незамедлительно ограничить доступ» к подобной информации.

22 декабря 2020 года (A, B, C)

— Законопроект о блокировках в соцсетях был принят во втором чтении вместе с поправкой Сергея Боярского (о блокировке «призывов» к участию в несогласованных с властями публичных мероприятиях).

— Принят во втором чтении вместе с поправкой Дмитрия Вяткина законопроект об ответственности за нарушения требований о блокировке информации в соцсетях.

— Приняты во втором чтении два законопроекта Дмитрия Вяткина о поправках в ФЗ о митингах. В изначальный текст законопроектов были внесены изменения: правила об отчетности о финансировании публичного мероприятия и сборе средств на проведение акции предложено применять не ко всем акциям, а только к тем, в которых участвует более 500 человек. Несколько смягчающих регулирование предложений к законопроекту были отклонены. Подробнее об этом мы писали здесь.

— В первом чтении приняты законопроекты Дмитрия Вяткина о внесении изменений в ст. 213 и 267 УК.

23 декабря 2020 года (A, B, C)

— Приняты в третьем чтении законопроекты Дмитрия Вяткина о внесении поправок в ФЗ о митингах.

— Во втором чтении без последующего рассмотрения в третьем чтении приняты законопроекты Дмитрия Вяткина о поправках в УК про расширение ответственности за блокирование транспортных систем и нарушение общественного порядка. Так как поправок к законопроектам не поступило, их приняли сразу во втором чтении.

— Принят в третьем чтении законопроект о блокировках в социальных сетях информации о публичных мероприятиях.

— Принят в третьем чтении законопроект об ответственности за нарушения требований о блокировке информации в соцсетях.

24 декабря 2020 года (D) — в первом чтении принят законопроект об изменениях в КоАП из «пакета Вяткина», поправки к нему принимаются до 22 января 2021 года.

25 декабря 2020 года (A, B, C) — Совет Федерации одобрил законы Дмитрия Вяткина о внесении изменений в ФЗ о митингах и в УК, а также законы об обязательной блокировке информации о несогласованных акциях в соцсетях.

30 декабря 2020 (A, B, C) — Президент подписал законы Дмитрия Вяткина о внесении изменений в ФЗ о митингах и в УК, а также законы об обязательной блокировке информации о несогласованных акциях в соцсетях. Поправки в закон об информации вступают в силу с 1 февраля 2021 года, все остальные законы — с 10 января 2021 года.

Фото 1

Блокировка постов против «ЕР»

Блокировка постов против «ЕР»

Иноагентами смогут признать всех россиян, которые получают деньги из-за границы на политическую деятельность. Под закон не попадут только те, кто работает в науке, культуре, благотворительности и социальной сфере. Иноагентам запретят занимать государственные посты, а СМИ обяжут делать сноску при их упоминании. Таких людей заставят отчитываться о мероприятиях перед Минюстом. За нарушение закона им будет грозить административная, а после и уголовная ответственность. Иноагент, который без уведомления Минюста начнет собирать информацию в области военной деятельности, «получение которой иностранным источником может быть использовано против безопасности РФ», может получить до пяти лет заключения.

Кандидат-иноагент на выборах должен будет указывать этот статус в бюллетенях, агитации и на встречах с избирателями. Согласно новому распоряжению, минимальный возраст председателя ЦИК должен составлять 30 лет, а кандидатов в президенты страны — 35. Они также должны жить в России не менее 25 лет и не обладать иностранным гражданством. Поправки также обязывают и претендующих на пост депутата Госдумы не иметь другого гражданства.

Роскомнадзор по запросу избиркомов начнет блокировать сообщения с незаконной агитацией от кандидатов. За «нарушение закона» гражданам грозит штраф до 20 тыс. рублей, должностным лицам — до 500 тыс. рублей.

По мнению депутата Госдумы от «Справедливой России» Олега Шеина, это позволит штрафовать всех жителей, которые размещают в соцсетях предвыборные ролики.

«Если обычный человек где-то у себя во „ВКонтакте“ напишет, что нельзя голосовать за всем известную политическую партию, или наоборот надо за нее голосовать из принципа садомазохизма, это попадет под понятие агитации. Он должен предварительно уведомить об этом избирательную комиссию. А если человек этого не сделает, то последуют запретительные меры», — заявил Шеин на сессии парламента.

Руководитель сети региональных штабов Алексея Навального Леонид Волков напрямую связал новый закон с «Умным голосованием».

Инициатором поправки единоросс Василий Пискарев, избранный от Республики Мордовия.

Сокрытие недвижимости силовиков

Сокрытие недвижимости силовиков

Новая мера предусматривает запрет операторам сообщать информацию о личной жизни и имуществе сотрудников правоохранительных органов, судей и федеральных чиновников без каких-либо причин. Отмечается, что эту информацию могут обнародовать лишь с разрешения силовика и только в том объеме, «в каком им будет признано это допустимым, если того требуют служебные интересы».

Сейчас информацию, например, о недвижимости судей, сотрудников ФСБ, Следственного комитета, Службы внешней разведки, прокуратуры и ФСИН, следователей и оперативников всех силовых ведомств, военнослужащих, участвовавших в контр-террористических операциях, работников контрольных органов администрации президента, Счетной палаты, а также некоторых государственных и муниципальных служащих можно признать конфиденциальными только тогда, когда в отношении того или иного лица существует угроза посягательства на его жизнь и здоровье.

162713

Мера распространяется и на «близких» силовиков и чиновников. Более того, авторы предложили, чтобы «перечень защищаемых лиц, в отношении которых может применяться такая мера безопасности, определялся руководителем соответствующего государственного органа».

Депутаты решили объяснить ограничение свободы распространения информации тем, что «в настоящее время расширяется практика несанкционированного опубликования в информационно телекоммуникационных сетях сведений о фактах, событиях и об обстоятельствах частной жизни сотрудников правоохранительных, контролирующих органов, военнослужащих». Это, по версии единороссов, «негативно влияет на осуществление полномочий, препятствует отправлению правосудия, борьбе с преступлениями и другими правонарушениями». Юристы и журналисты напрямую связали законопроект с новыми посягательствами на свободу средств массовой информации.

«Закрытие этих данных приведет к еще большим скандалам, когда коррупционные сведения будут так или иначе где-то вылезать. Есть альтернативные источники информации, а официальные реестры и сейчас мало что дают», — заявил «Коммерсанту» замруководителя центра антикоррупционных расследований «ТИ-Р» Илья Шуманов.

Документ вносили новосибирец Дмитрий Савельев, который недавно покинул ЛДПР ради «ЕР», а также единороссы Василий Пискарев и Дмитрий Вяткин.

Как свободу митингов отправили на доработку

Фото 3
Как свободу митингов отправили на доработку

Дмитрий Вяткин является автором многих законов, прежде всего в сфере избирательного права. Первый зампред фракции «Единая Россия» Андрей Исаев сообщил “Ъ”, что господин Вяткин уведомил коллег о внесении законопроекта, но прежде, чем его поддержать, депутаты должны рассмотреть проект на экспертном совете фракции. Источник в администрации президента, отвечая на вопрос “Ъ”, можно ли считать авторство депутата Вяткина «знаком качества» документа, сказал, что это действительно «знак качества», но «депутатскую инициативу никто не отменял».

Опрошенные “Ъ” думские оппозиционеры восприняли проект в штыки.

«Возникает немало вопросов к адекватности предложенного. Иногда думаешь: ну что еще придумают в запретительном раже? Но грозной фантазии, похоже, нет предела,— говорит Сергей Шаргунов (КПРФ).— Например, и в зной, и в стужу в пикете должен будет стоять один и тот же несменяемый человек. А если ты журналист, но пришел на митинг выразить свою гражданскую позицию без отличительного знака, а потом про этот митинг сделал публикацию,— выходит, ты нарушил закон. На каждого такого журналиста можно будет завести протокол просто по факту публикации о митинге».

Госдума РФ приняла в декабре 2022 года сразу несколько законов, которые ограничивают свободу людей. Роскомнадзор получит возможность блокировать записи, которые избиркомы сочтут «незаконной агитацией», а тех, кто заявил о сексуальном насилии, смогут сажать в тюрьму. Россияне также могут лишиться YouTube и Twitter, а имущество потенциальных коррупционеров засекретят.

Депутаты Госдумы приняли очередные «репрессивные» законы. Тайга.инфо кратко рассказывает, как большинство в парламенте, подконтрольное «Единой России», пытается ограничить права граждан.

Почти все законопроекты принимались за счет голосов единороссов. КПРФ, ЛДПР и большинство эсеров, в основном, либо были против, либо не голосовали. Некоторые документы еще предстоит одобрить в окончательных чтениях, а также провести через Совфед, но последние годы показали, что с этим в отношении запретительных мер не возникнет проблем.

Как Московская Хельсинкская группа рекомендует изменить и дополнить закон «О митингах»

Как Московская Хельсинкская группа рекомендует изменить и дополнить закон «О митингах»

«Это антигосударственная инициатива. Как показал опыт Хабаровска, там, где выходят тысячи людей, эти "запрещалки" не работают,— отмечает заместитель руководителя фракции "Справедливая Россия" Олег Шеин.— Другое дело, что этим единороссы сами себя ставят в положение осажденной крепости и изолируют от реальных общественных сигналов и существующих проблем».

Зампред фракции ЛДПР Ярослав Нилов напоминает о ситуациях, когда к пикетчику подходят посторонние люди, а правоохранители «принимают меры» и прекращают акцию. С журналистами, по его мнению, иногда «возникает недопонимание»: или они освещают мероприятие, или являются его участниками, поэтому «наверное, какое-то разъяснение по этому поводу должно быть». «Что же касается иностранного финансирования, то массовые мероприятия могут проводиться с привлечением граждан, которые ангажированы извне. На подобную тенденцию нужно смотреть очень пристально. Но это ограничение не лишит заинтересованные стороны возможности участвовать в каких-либо протестных акциях»,— добавляет депутат.

Как ранее сообщал “Ъ”, в 2022 году протестная активность россиян выросла: по оценкам Центра социально-трудовых прав, за первое полугодие прошло не менее 958 резонансных протестных акций — на 95 больше, чем в тот же период 2022 года. Кроме того, по данным правозащитной организации «Апология протеста», с марта по август состоялись 775 одиночных пикетов, хотя реально их было несколько тысяч, считает руководитель организации Алексей Глухов. Средняя сумма штрафа за нарушение правил проведения пикетов по ст. 20.2 КоАП в августе составила 7,9 тыс. руб.

Основное содержание изменений

Ниже речь пойдет о восьми законопроектах, шесть из которых уже приняты депутатами Госдумы, одобрены Советом Федерации и подписаны Президентом, а другие два успешно прошли первое чтение. При этом многие законопроекты рассматриваются отечественным парламентом с высокой скоростью: за месяц или и того быстрее. Шесть законопроектов были предложены депутатом Дмитрием Вяткиным (так называемый «пакет Вяткина»). Эти законопроекты предусматривают изменения в Федеральный закон о митингах (далее ФЗ о митингах), в Кодекс об административных правонарушениях (далее КоАП), а также в Уголовный кодекс (далее УК). Два других законопроекта принадлежат авторству нескольких депутатов и сенаторов и вносят изменения в ряд законов. В них вводится обязанность для владельцев социальных сетей блокировать информацию о не согласованных с властями публичных мероприятиях, а также административную ответственность за неисполнение этого требования.

Изменения в ФЗ о митингах из «пакета Вяткина».

Законопроекты внесены в Госдуму 17 ноября 2020 года, приняты в первом чтении 9 декабря 2020 года, во втором — 22 декабря 2020 года, в третьем — 23 декабря 2020 года, одобрен Советом Федерации — 25 декабря 2020 года, подписан Президентом — 30 декабря 2020 года. Законы вступают в силу с 10 января 2021 года.

  • Полностью запрещается иностранное и анонимное финансирование публичных мероприятий. Требуется предоставлять дополнительную финансовую отчетность с указанием реквизитов банковской карты для организатора при подаче уведомления о проведении акций с количеством участников более 500 человек. Также необходимо предоставлять паспортные данные при переводе денег на организацию подобной акции.
  • Организатор акции обязан либо согласиться с предлагаемыми властями альтернативным местом и временем проведения акции, либо вообще отказаться от ее проведения.
  • Увеличивается период, в течение которого власти должны дать ответ на уведомление о публичном мероприятии.
  • Вводятся дополнительные территориальные запреты на проведение акций у зданий, занимаемых «экстренными оперативными службами», к которым относятся в том числе полиция и ФСБ. При этом полный список таких служб устанавливается не законом, а постановлением Правительства.
  • Вводится единообразный, утверждаемый профильным ведомством «отличительный признак для журналистов», обязательный к ношению во время публичных мероприятий, а также журналистам запрещается ношение масок во время публичных мероприятий.
  • Ограничивается агитация к участию в публичном мероприятии.
  • Суду предоставляется возможность признать постфактум пикетную очередь несогласованным публичным мероприятием.

Изменения в КоАП из «пакета Вяткина».

Законопроекты внесены в Госдуму 23 ноября 2020 года, рассмотрены в первом чтении 24 декабря 2020 года, поправки ко второму чтению принимаются до 22 января 2021 года.

  • Введение ответственности для журналистов за неправомерное ношение отличительного знака на акциях, что создает возможность привлечь журналистов и по статье 212.1 УК в случае нескольких подобных нарушений.
  • Введение ответственности для организаторов акций и жертвователей, которые нарушили правила о запрете иностранного и анонимного финансирования акций.
  • Увеличение наказания по статьям о неповиновении законному распоряжению сотруднику полиции и о нарушении правил проведения публичного мероприятия (статьи 19.3 и 20.2 КоАП).

Изменения в УК из «пакета Вяткина».

Законопроекты внесены в Госдуму 14 декабря 2020 года, приняты в первом чтении 22 декабря 2020 года, из-за отсутствия поправок приняты в качестве закона сразу во втором чтении 23 декабря 2020 года, одобрен Советом Федерации — 25 декабря 2020 года, подписан Президентом — 30 декабря 2020 года. Законы вступают в силу с 10 января 2021 года.

  • Внесены поправки в статью 267 УК (приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения), которые предусматривают ответственность за «умышленное блокирование транспортных коммуникаций, объектов транспортной инфраструктуры либо воспрепятствование движению транспортных средств и пешеходов на путях сообщения, улично-дорожной сети, если эти деяния создали угрозу жизни, здоровью и безопасности граждан, либо угрозу уничтожения или повреждения имущества физических и (или) юридических лиц». То есть уголовная ответственность теперь возможна и за формальные нарушения без наступления негативных последствий. Подробнее про это мы писали ранее здесь.
  • Внесены поправки в статью 213 УК («Хулиганство»), которые предусматривают применение этой статьи теперь и в случае грубого нарушения общественного порядка «с применением насилия к гражданам либо угрозой его применения». Опасение вызывает то, что «угроза насилия» — очень широкое понятие, неясно, что это будет означать на практике. Кроме того, вторую часть этой статьи также распространят на действия «группы лиц». До поправок в законе было упоминание только группы лиц по предварительному сговору и организованной группы, что предполагало изначальную нацеленность привлекаемых по статье на совершение противоправных действий. Сейчас же это вполне может применяться к любой группе граждан, не объединенных противоправной целью, но нарушающих общественный порядок.

Изменения, связанные с блокировкой информации об акциях в соцсетях.

Законопроект об обязанности по мониторингу соцсетей изначально внесен 12 июля 2017 года и принят в первом чтении 12 апреля 2018 года, поправка о блокировке информации о собраниях появилась ко второму чтению 22 декабря 2020 года, в третьем чтении законопроект принят 23 декабря 2020 года, одобрен Советом Федерации — 25 декабря 2020 года, подписан Президентом — 30 декабря 2020 года. Закон вступает в силу с 1 февраля 2021 года.

Законопроект об административной ответственности за неисполнение правил блокировки информации в соцсетях внесен в Госдуму 16 июля 2020 года, принят в первом чтении 13 октября 2020 года, во втором — 22 декабря 2020 года, в третьем — 23 декабря 2020 года, одобрен Советом Федерации — 25 декабря 2020 года, подписан Президентом — 30 декабря 2020 года. Закон вступает в силу с 10 января 2021 года.

  • В Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» вводится обязанность для владельцев соцсетей мониторить и ограничивать доступ к «информации, содержащей призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка».
  • В КоАП вводится соответствующая ответственность за неисполнение владельцем социальной сети обязанностей по мониторингу и блокировке информации.

Юристы и аналитики ОВД-Инфо и Московской Хельсинкской группы подготовили анализ законопроектов о внесении изменений в ФЗ о митингах и КоАП из «пакета Вяткина», в котором подробно описаны юридические проблемы и противоречия, заложенные в законопроектах, и то, как их принятие повлияет на международные обязательства Российской Федерации. Анализ был подготовлен сразу после внесения законопроектов в Госдуму, и поэтому в нем не отражены некоторые поправки, предложенные депутатами уже во втором чтении. Наиболее существенным изменением среди этих поправок является то, что требования о финансовой отчетности для организаторов акций в финальной версии принятого законопроекта относятся не ко всем публичным мероприятиям, а только к тем, в которых участвует более 500 человек. Тем не менее, основные тезисы аналитики не потеряли своей актуальности.

Читать аналитику и детальный разбор законопроектов на русском языке. Читать аналитика и детальный разбор законопроектов на английском языке.

Фото 3

Запреты вокруг зданий органов власти

К ноябрю 2022 года, когда вышло постановление КС, запреты на митинги возле тех или иных органов власти были установлены в 46 регионах.

Расстояние до органов власти, на котором запрещено митинговать, отличается в разных регионах и составляет от 5 до 250 метров. В некоторых законах установили разное расстояние для акций разного формата (митингов и шествий) или для городских и сельских поселений. Для митингов это, как правило, 50 метров до здания или ограждения (в 14 регионах). В 8 регионах установлено расстояние в 100 метров. Самое большое — в Камчатском крае: 250 метров. В Курской области запрет сформулирован так, что непонятно, на какое расстояние он распространяется — на 50 метров от зданий органов власти или на 50 метров от прилегающих к ним территорий.

Еще в 14 регионах точное расстояние не указано — здесь запрещается митинговать на «непосредственно прилегающих территориях». Верховный суд летом 2022 года рекомендовал нижестоящим судам не привлекать организаторов к ответственности, если границы запрещенной территории не утверждены «в установленном порядке».

Различаются и органы власти, которые законодатели оберегают от митингующих. В 34 регионах запреты действуют вокруг зданий муниципальных властей. Запрет на территории вокруг тех или иных органов государственной власти есть во всех 46 регионах. Иногда речь идет о федеральных, а иногда о региональных органах или же о зданиях отдельных ведомств. Отдельно от акций защищают силовые ведомства: прокуратуру (в 9 регионах), полицию (7), Следственный комитет (6), МЧС и Минобороны (по 4), ФСБ (2), Росгвардию (1).

В двух регионах (Татарстане и Псковской области) были установлены запреты на митинги вокруг представительств иностранных государств. И только в Новосибирской области — вокруг зданий государственных внебюджетных фондов

Источники

Использованные источники информации при написании статьи:

  • https://tayga.info/162988
  • https://ovdinfo.org/reports/regionalnye-zaprety
  • https://ovdinfo.org/reports/zakonodatelnye-ogranicheniya-svobody-sobraniy-pod-konec-2020-goda
  • https://www.kommersant.ru/doc/4575458
0 из 5. Оценок: 0.

Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением о статье.

Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий