Цены на бензин график

 

Рост цен на бензин по данным Росстат с 2007 года. Официальные цены на топливо за 2020,2022 года. Динамика и распределение по годам и городам. Ситуация может измениться при стоимости нефти от $80 за баррель

Десятилетний минимум

Десятилетний минимум

Подорожание бензина в этом году может оказаться минимальным за последние 11 лет, а дизельного топлива — за последние 10, подсчитали «Известия» на основании данных Росстата. По информации службы на 16 декабря, цена бензина выросла с начала 2022 года на 1,9%, дизельного топлива — на 2,4%.

В Росстате подтвердили «Известиям» правильность такой оценки.

— Действительно, рост потребительских цен на бензин в 2022 году составил минимальное значение с 2008-го, а подорожание дизельного топлива стало минимальным с 2009-го, — сообщили в Федеральной службе государственной статистики.

Очевидно, что в этом году рост цен на моторное топливо будет ниже уровня инфляции, которая на 16 декабря достигла 2,9%. Между тем в предыдущие два года подорожание бензина более чем вдвое превышало общий рост потребительских цен — 9,4% против 4,3% в 2022-м и 7,3% против 2,5% в 2022-м, сообщили в Росстате.

бензин Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Бедняков Штрафной удар: объем взысканий за некачественное горючее резко вырос Росстандарт выписал АЗС штрафов на 47 млн рублей, но платить заправки не спешат

Разогнать цены в этом году не смогло даже повышение налоговой нагрузки. С 1 января ставки акцизов на бензин и дизель выросли на 50% в сравнении с 2018-м, а ставка НДС увеличилась с 18% до 20%. Между тем, как сообщили «Известиям» в Федеральной антимонопольной службе (ФАС), налоги составляют порядка 55% в конечной цене литра автомобильного топлива.

В ФАС полагают, что сдержать цены на АЗС помогли меры правительства, в частности введение демпфирующего механизма, частично компенсирующего нефтяным компаниям упущенную выгоду при поставках топлива на внутренний рынок вместо экспорта. Демпфер начал работать с 1 января этого года, а с 1 июля правительство скорректировало его формулу, понизив условную цену топлива, при которой компании могли рассчитывать на компенсацию.

Как ранее заявил глава департамента Минфина Алексей Сазанов, демпфер позволил сдержать подорожание топлива на 15%. По его словам, без этого механизма литр бензина стоил бы на 4 рубля дороже, а зимнего дизеля — на 2–3 рубля. Алексей Сазанов также сообщил, что в 2022 году нефтяные компании получат из бюджета компенсацию по демпферу в размере 320–330 млрд рублей.

экономика Фото: ИЗВЕСТИЯ/Андрей Эрштрем

Источник, знакомый с расчетами Министерства энергетики по демпферу, сообщил «Известиям», что общий размер компенсации ближе к 310 млрд рублей.

Нальют штрафную: наказание за недолив топлива ужесточат в 2022 году Дополнительные санкции для АЗС предлагается включить в новую версию КоАПа

В самом Минэнерго также полагают, что главным фактором сдерживания топливных цен стал демпфирующий механизм. За счет него формируется достаточная маржинальность оптово-розничной торговли, что в конкурентных условиях позволяет естественным образом снизить давление на розничные цены, пояснили «Известиям» в ведомстве.

Президент Российского топливного союза (РТС) Евгений Аркуша отмечает, что демпфирующий механизм — не льгота из бюджета, а возврат к первоначальным условиям налогового маневра в несколько ином виде.

— Изначально предполагалось, что перенос налоговой нагрузки на добычу нефти должен сопровождаться регулярным снижением топливных акцизов, чтобы не допустить роста внутренних цен. Вместо этого акциз, наоборот, каждый год увеличивался. Сейчас правительство вернулось к прежнему варианту, но в другой форме — собрало деньги и выдало их в виде демпфера, причем более целенаправленно и под определенные обязательства нефтяных компаний — модернизацию заводов и обеспечение необходимого уровня биржевых продаж, — пояснил «Известиям» Евгений Аркуша.

Вице-президент Независимого топливного союза Дмитрий Гусев считает, что можно было просто не поднимать акцизы на топливо. В прошлом году их принудительно опустили и всё работало без всяких демпферов, отметил эксперт.

Горючее предложение: спрос на бензин рекордно упал Но это вряд ли приведет к снижению цен на топливо

Газ: смысл переоборудования машины постепенно теряется

За последний год стоимость газа на автозаправочных станциях в среднем по Приволжскому федеральному округу выросла более чем на треть: на 35%, с 17,6 до 23,7 рубля за литр. По итогам прошлого года цена на газ вселяла значительно больший оптимизм — тогда он даже подешевел на 4%, с 18,3 рубля. Отметим, что это прошлогоднее снижение стоимости — единственный период (и единственный вид топлива, в случае с которым за три года было зафиксировано снижение). Еще одним годом ранее, по итогам 2016, газ подорожал, но не так сильно, как в 2022 году: в среднем на 16%. В целом же за три года газ подорожал ровно в полтора раза — с 15,8 рубля. Это рекорд среди всех видов топлива, и при сохранении таких темпов газ может скоро перестать быть выгоднее бензина или дизеля, особенно учитывая затраты, которые потребуется понести на переоборудование транспорта.

В зависимости от конкретного города стоимость литра газа по ПФО сейчас варьируется от 23,1 до 24,25 рубля. Дешевле всего он стоит в Альметьевске, дороже всего — в Ульяновске. Больше всего за год газ подорожал в Уфе — на 45%, произошло это благодаря эффекту «низкой базы» — год назад тут был самый дешевый газ из всех городов ПФО. Меньше всего заметен рост (хотя вряд ли такую динамику можно не заметить) в Альметьевске и Йошкар-Оле — на 29%.

Актуальные показатели

Рассматривая средний показатель цен на бензин по статистике за последние почти 20 лет становится очевидно, что его стоимость находится в постоянном росте. Такая же ситуация обстоит с дизельным топливом. Чтобы в этом убедиться, предлагаем посмотреть на данные от Федеральной службы государственной статистики.

Бензин

Цены на бензин автомобильной марки АИ 80 (А – 76) имеют следующую динамику, в соответствии с информацией официального сайта Росстат:

Как видно, рост происходит регулярно, что не может не сказываться на остальных ценах. Причем, как отмечают специалисты, бензин дорожает независимо от стоимости на нефть. Даже в пиковые проседания котировок на баррель нефти, в РФ отмечается тенденция роста на все типы ГСМ. Также топливный рынок ведет себя и по отношению к АИ-92 бензину. Имеются следующие данные за 1 литр топлива:

  • 2013 год – в среднем по регионам около 28 руб.
  • В 2014 году выросла до 32,2.
  • В 2015 составляла уже 33,3 руб.
  • В 2016 поднялась до отметки в 34,7.
  • В 2022 году – 36,5.
  • И уже в 2022 – 44.

Точно такая же ситуация со всеми остальными марками бензина, включая АИ-95 и 98.

Дизель

Что же касается динамики розничных показателей на дизтопливо в России, то здесь ситуация за 10 лет точно такая же, как и с бензином:

  • 2013 год – дизтопливо стоит 31,5 руб.
  • 2014 год – взлетает до отметки 33,8.
  • 2022 год – 34,9.
  • 2022 год – 36,8.
  • 2022 год – 38,7.
  • 2022 год – 39,34.
  • 2022 год – 44,14.
  • 2022 год – 46,3.
  • 2022 год – 49,4.

На графике отражена динамика роста на тот период времени.

Дизельное топливо ставит рекорды роста и обгоняет 95-й

Из «традиционных» видов автомобильного топлива больше всего за год подорожал дизель. Рост стоимости в среднем по ПФО составил целых 14% — это в три раза меньше, чем в случае с газом, но в три раза больше, чем заявленный уровень инфляции. Дизель был одним из самых дорожающих видов топлива еще в прошлом году — тогда рост составил 10%, хотя в 2022 году рост был всего на 5%. По итогам трех лет дизель стал наиболее подорожавшим нефтяным видом топлива — он подорожал на 31%, или более чем на 10 рублей, — с 34,8 до 45,5 рубля.

Любопытна и еще одна тенденция: дизель, который в большинстве стран стоит дешевле, чем бензин, в России уже в 2022 году был на 6% дороже 92-го бензина, но на 3% дешевле 95-го. С годами дороговизна дизеля прогрессировала — в прошлом году, например, дизель оказался дешевле 95-го всего на 0,7%, а разница с 92-м достигла 7,3%. Но именно 2022 год ознаменовался по-своему «эпохальным» событием: дизель стал стоить дороже 95-го бензина. Разница в цене с ним составляет 4,4%, а с 92-м — и вовсе 12%. Причем произошло это знаковое событие практически одновременно во всех городах — в период новогодних праздников.

Отметим, что дизельное топливо очень сильно различается в цене в зависимости от города. Так, в самом дешевом городе — Казани, литр солярки стоит 43,7 рубля, а в самом дорогом, Чебоксарах, — 47,3 рубля. Эти результаты, правда, очень выделяются из общего уровня цен по городам ПФО — в основном дизель стоит 45—46 рубля.

Источники

Использованные источники информации при написании статьи:

  • https://iz.ru/956400/mikhail-kalmatckii/goriuchaia-liniia-tceny-na-benzin-pokazhut-minimalnyi-rost-za-11-let
  • https://realnoevremya.ru/articles/124083-dinamika-stoimosti-topliva-v-2018-m
  • https://rosinfostat.ru/tseny-na-benzin/
0 из 5. Оценок: 0.

Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением о статье.

Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий