Как обжаловать судебных приставов

 

Обжалование постановления судебного пристава-исполнителя происходит на основании заявления лица, права которого нарушены в ходе исполнительных действий. Особенности процедуры. Правила обжалования постановления судебного пристава-исполнителя зависят от инстанции, куда направляется и где будет рассматриваться жалоба.

Алгоритм действий

Обжалование действий судебного пристава-исполнителя возможно путём подачи искового заявления или обращения к вышестоящему руководству. В первом случае гражданину придётся оплатить госпошлину, готовить документ в соответствии с требованиями, установленными ГПК РФ.

При направлении жалобы в порядке подчинённости установлены более лояльные требования. Например, гражданину не нужно прилагать документы, подтверждающие обоснованность требований. Оспаривание проходит заочно – нет необходимости посещать заседания.

Также человек может передать своё обращение самому приставу, действия которого обжалуются. Должностное лицо направляет документ лицу, которое будет непосредственно заниматься рассмотрением жалобы.

Ещё один вариант – заявление в прокуратуру. Этот орган создан для надзора за соблюдением законодательства всеми государственными органами.

Гражданин самостоятельно выбирает, как обжаловать действия пристава. Если сначала обращение было направлено руководству судебного исполнителя, а потом человек подал иск в суд, то рассмотрение первого документа приостанавливается (ст. 126 Закона № 229-ФЗ).

Читайте также: Образец заявления судебным приставам по исполнительному листу

На подачу обращения у заинтересованного лица есть 10 дней (ст. 122 № 229-ФЗ). Если указанный срок пропущен, то решения пристава не могут быть оспорены. Исключение – существуют объективные обстоятельства, помешавшие гражданину вовремя узнать о нарушении его прав или подать документы. Тогда гражданин должен заявить ходатайство о восстановлении срока. Просьба рассматривается вместе с направленной жалобой.

Срок считается с определённых событий:

  1. Дата вынесения незаконного постановления.
  2. День выявления факта бездействия пристава. Например, гражданин обратился к приставу за информацией об произведённых для исполнения решения суда действиях. Когда был получен
  3. Дата совершения действия, нарушающего права заявителя.
  4. День, когда гражданину должно было стать известно о нарушении его прав. Например, человек передал имущество в пользование должнику, а ФССП наложила на собственность арест.

[attention type=yellow]Если срок подачи обращения пропущен, гражданин не лишается права подавать жалобы в прокуратуру. Этот государственный орган имеет право в любое время выдать предписание об устранении нарушений законодательства.[/attention]

Рассмотрение обращения

Для судов и должностных лиц ФССП установлен срок принятия решений по жалобе в 10 дней. В Законе № 229-ФЗ не установлены случаи, когда разбирательство может длиться дольше. Исключение – гражданин не представил при подаче жалобы необходимые документы, и чиновник запросил у него эти бумаги.

В порядке подчинённости невозможно обжаловать действия или постановления судебного пристава, которые касаются:

  • принудительного взыскания сбора за действия сотрудников ФССП;
  • результатов оценки арестованной собственности должника, которая была проведена компетентным специалистом.
Читайте также: Коммерческий найм жилого помещения - образец договора, условия и порядок оформления

Обращение заинтересованного лица не рассматривается в следующих случаях:

  • прошло больше 10 дней с момента принятия обжалуемого постановления, совершения незаконных действий;
  • по рассматриваемому вопросу вступило в силу решение суда;
  • гражданин не выполнил требования, установленные в статье 124 Закона № 229-ФЗ;
  • жалоба касается решений, принятых должностным лицом, не работающим в ФССП.

Отказ направляется заявителю в течение 3 дней с даты подачи обращения. Указанные решения могут быть оспорены у вышестоящего руководства или в суде.

Принятие решения

Должностное лицо ФССП исследует обращение гражданина, затребует документы у пристава, занимающегося конкретным исполнительным производством. Решение по жалобе может быть следующего характера:

  • установлено, что пристав своими действиями нарушил закон, определены меры, с помощью которых выявленные нарушения будут устранены;
  • неправомерное постановление отменено в части или полностью;
  • отмена решения пристава и принятие нового правового акта;
  • отмена постановления с указанием исполнителю относительно дальнейших действий.

Дополнительно руководитель может привлечь пристава к дисциплинарной ответственности.

Решение, принятое по жалобе, направляется исполнителю. Оно вступает в силу в течение 10 дней с момента принятия.

Составление обращения

Образец жалобы включает в себя следующие данные:

  • наименование государственного органа, должность лица, которому направляется обращение;
  • Ф.И.О. заявителя;
  • реквизиты исполнительного документа, дата возбуждения производства по нему;
  • Ф.И.О. пристава, действия или бездействие которого обжалуется;
  • описание нарушений, которые были совершены должностным лицом, со ссылкой на нормативные акты;
  • если происходит обжалование постановления, то следует указать его реквизиты;
  • требования автора обращения;
  • перечень приложений;
  • подпись, фамилия заявителя, его инициалы.
Читайте также: Административное исковое заявление на действия судебного пристава-исполнителя - образец и правила оформления

Обращаться с жалобой может гражданин, права которого были непосредственно затронуты действиями исполнителя. Если человек не фигурирует в деле как должник или кредитор, следует указать, почему он считает, что его интересы затронуты.

Скачать в Word [ KB]

Жалоба в порядке подчиненности

Обращение в вышестоящую инстанцию – основной способ обжалования. Правда, его использование или отказ от процедуры не препятствуют судебной защите. Вместе с тем, в подавляющем большинстве случаев первично жалоба подается именно таким образом – это быстрее и проще. А далее вопрос решается уже в зависимости от принятого вышестоящей инстанцией решения.

При подготовке и подачи жалобы следует учитывать:

  1. Правило подчиненности означает необходимость обращения к тому должностному лицу, в подчинении которого находится пристав, принявший решение, или утвердившее это решение должностное лицо.
  2. На усмотрение заявителя жалоба подается либо напрямую в вышестоящую инстанцию, либо через пристава, который вынес постановление. В последнем случае пристав обязан перенаправить жалобу в течение 3-х дней.
  3. Если заявитель ошибся с инстанцией направления жалобы, лицо, ее получившее, обязано самостоятельно направить обращение уполномоченному для его рассмотрения должностному лицу. На это отводится также 3 дня.
  4. Жалобу можно отозвать в любой момент, пока она не рассмотрена и по ней не принято решение.
  5. Срок рассмотрения жалобы – 10 дней, но он может быть продлен.
  6. Если жалобы одновременно поданы и в ФССП, и в суд, рассмотрение обращения по линии ФССП приостанавливается до вынесения судебного решения.
  7. В принятии жалобы могут отказать, если, в частности, ее рассмотрение возможно исключительно в судебном порядке, не соблюдены обязательные требования к жалобе или по предмету жалобы уже принято судебное решение.

Строгой формы жалобы нет. Но важно, чтобы были указаны: адресат жалобы (данные), заявитель (его данные), обжалуемое постановление, его краткое содержание, основания для обжалования и конкретные требования. К заявлению целесообразно приложить документы и другие материалы, подтверждающие обоснованность претензий, наличие оснований для отмены постановления или его изменения.

Скачать образец жалобы на постановление судебного пристава-исполнителя

Помощь юриста в подготовке жалобы >>

По итогам рассмотрения жалобы:

  • постановление признается законным и обоснованным, а жалоба оставляется без удовлетворения;
  • постановление признается полностью или частично незаконным и отменяется в целом либо в части, за чем следует установление обязанности пристава принять новое решение;
  • в случае признания постановления незаконным к приставу могут быть применены меры дисциплинарного характера, но этот аспект в решении по жалобе не указывается и является лишь возможным следствием ее рассмотрения.

В решении (постановлении) по результатам жалобы указывается срок его исполнения. Стандартный – 10 дней. Но решением может быть установлен другой период – достаточный для выполнения принятого решения.

Как должна выглядеть жалоба на действия, или бездействие судебного пристава и как ее можно подать?

На основании статьи 124 закона «Об исполнительном производстве», жалоба может подаваться в письменной форме. Жалоба может быть подана непосредственно лицом, чьи права были нарушены, или его представителем. Если жалобу подает представитель, то у него обязательно должна быть доверенность, подтверждающая, что он может представлять интересы лица, чьи права были нарушены судебным приставом.

Также, на основании пункта 2, статьи 124, жалоба на действия или бездействие пристава, может быть подана через личный кабинет, на портале государственных услуг.

Ниже я приложу несколько образцов жалоб на приставов, вы сможете выбрать и скачать необходимые образцы для вашего использования.

Жалоба обязательно должна содержать ФИО гражданина, или полное наименование организации, подающей жалобу и адрес места нахождения заявителя.

Обязательно указываем полное наименование должности и ФИО лица, которое вынесло постановление (нарушило права), совершило действия, которые нужно обжаловать.

В обосновании нужно четко и понятно изложить ситуацию, где указать какое исполнительное производство находится в ведении конкретного пристава, какие были совершены действия, какие статьи закона и права конкретных лиц были нарушены действием или бездействием судебного пристава, то есть обосновываем свою позицию и указываем почему мы не согласны с конкретными действиями.

Обязательно указываем требование, к примеру, отменить постановление, признать акт описи незаконным, освободить имущество от ареста и пр. Если вы хотите чего-то добиться, то об этом стоит прямо указать в жалобе, не стоит просто просить разобраться в ситуации, это не принесет никакого результата, только четкое требование.

  • Образец документа (нажмите, что бы увеличить):Образец жалобы на действия судебного пристава по оценке имущества должника
  • Скачать образец:Образец жалобы на действия судебного пристава по оценке имущества должника .doc (Microsoft Word)
  • Образец документа (нажмите, что бы увеличить):Образец жалобы на действия судебного пристава (образец 1)
  • Скачать образец:Образец жалобы на действия судебного пристава (образец 1) в формате .doc (Microsoft Word)
  • Образец документа (нажмите, что бы увеличить):Образец жалобы на действия судебного пристава (образец 2)
  • Скачать образец:Образец жалобы на действия судебного пристава (образец 2) в формате .doc (Microsoft Word)
  • Образец документа (нажмите, что бы увеличить):Образец жалобы на бездействие судебного пристава
  • Скачать образец:Образец жалобы на бездействие судебного пристава в формате .doc (Microsoft Word)

Прикладывать документы, обосновывающие какие-либо доводы, не обязательно. Почему не обязательно, потому как должностное лицо, рассматривающее жалобу, должно четко понимать, что в деле, есть все необходимые документы, которые можно при необходимости истребовать и изучить, вследствие чего принять решение, или решение будет приниматься без изучения документов.

Но знайте, что если приставу понадобится истребовать документы, то срок рассмотрения жалобы увеличится и составит в районе 20 дней, вместо положенных 10.

Источники

Использованные источники информации при написании статьи:

  • https://isk.guru/fssp/obzhalovanie-dejstvij-sudebnogo-pristava/
  • https://law03.ru/finance/article/obzhalovanie-postanovleniya-sudebnogo-pristava
  • https://yurist174.ru/grazhdanskoe-pravo/ispolnitelnoe-proizvodstvo/kak-obzhalovat-deystviya-sudebnogo-pristava
0 из 5. Оценок: 0.

Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением о статье.

Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий