Как определить класс груза при перевозке

 

Классификация грузов при грузоперевозках. Виды грузов – это важный фактор для определения типа используемого подвижного состава и условий его эксплуатации, а также способа выполнения погрузочно-разгрузочных работ. Классификация грузов и их транспортные характеристики (nwEnt772)

Виды и значения маркировки грузов

Организация процесса перевозки груза требует больших затрат времени и энергии. При этом большое значение имеет грамотная маркировка и упаковка грузов, что позволит избежать множества дополнительных проблем в будущем.

Грузы обычно перевозятся в таре, без неё или с упаковкой отдельных частей. Иногда выходит так, что кроме основной тары требуется дополнительная упаковка. При этом применяются специальные материалы и крепления, которые увеличивают защиту товара от повреждений и делают операции погрузки/разгрузки более удобными.

Упаковка бывает трех видов:

  • Потребительская – изначальная упаковка товара, в которой он доставляется получателю.
  • Дополнительная – упаковка в виде коробок или чехлов, которые служат защитой от внешних воздействий, например, атмосферных явлений.
  • Транспортная упаковка – служит защитой от механических воздействий. Это прочная тара, к которой относятся деревянные, металлические, картонные или полиэтиленовые ящики, также бочки, фляги и т. д.

Для защиты груза от повреждений различного характера кроме упаковки должны соблюдаться правила хранения, транспортировки и обращения с грузом. Все внешние воздействия на перевозимый груз можно разделить на три группы:

  • механические
  • климатические
  • биологические

Эти группы включают все виды воздействия на груз, одними из которых могут быть атмосферные явления, удары, царапины, особенности климата окружающей среды, повреждения от насекомых и грызунов.

Упаковка грузов должна отвечать некоторым требованиям, чтобы при погрузке товар не занимал лишнего места, не создавал трудностей погрузки, а также упаковка должна иметь товарный вид и не терять его после окончания транспортировки. На основе различных условий для тары разработан общепринятый стандарт требований к упаковке.

На упаковку наносится маркировка товара.

Маркировка товара – это нанесение на упаковку специальных знаков, которые предназначены для информирования человека о характере груза. При наличии маркировки можно произвести проверку соответствия документов, а также проинформировать перевозчика о правилах и условиях перевозки и хранения груза.

Маркировка груза содержит информацию о получателе, в которую входят адрес доставки, наименование получателя, адрес отправителя, масса и размеры, общее количество мест, номер грузового места. Кроме этого, указываются предупредительные знаки, указывающие правила хранения и перевозки товара.

Чтобы доставка груза прошла без лишних проблем и с меньшим количеством повреждений, необходимо ответственно подходить к упаковке и маркировке груза на основе установленных правил.

Классификация грузов по способу загрузки

Чтобы знать, как погрузить товар, надо знать его класс по способу загрузки.

По способу загрузки товар подразделяется на:

  • насыпной;
  • наливной;
  • штучный.

Насыпной

К насыпным грузам относятся такие, которые загружают без тары. К ним относятся уголь и злаки, снег и щебёнка, цемент, картофель. Особенности этого вида груза в больших трудозатратах по погрузке-выгрузке.

Чтобы предотвратить просыпание мелких фракций на дорогу, выдувание тонкодисперсных частиц, намокание, груз накрывают пологом.

Наливной

Для перевозки наливных грузов используют цистерны и танк-контейнеры. В свою очередь жидкие грузы классифицируются

  • по вязкости: вода, масло, битум;
  • по классу опасности: нефть, кислота;
  • по температурным режимам доставки: асфальт, молоко.

Для транспортировки каждого вида используют свою ёмкость. Перевозка пищевых продуктов требует строгого выполнения санитарных правил и температурного режима. Ёмкости с взрывоопасными жидкостями требуют заземления.

Агрессивные субстанции следует перевозить в таре со специальным покрытием.

При транспортировке жидкостей, перевозимых автомобильным транспортом, следует соблюдать нормы заполнения цистерны. Резкое торможение при частично заполненной емкости вызывает снижение устойчивости и управляемости автомобилем.

Штучный

Штучные грузы делятся на тарные и бестарные. Бестарные — не требующие специальной упаковки – трубы, бревна. Упаковка перевозимых товаров предотвращает их порчу. Большинство штучных товаров перевозят в таре.

По прочности тара делится на:

  • жесткую;
  • полужесткую;
  • и мягкую.

Жесткая тара – это ящики, контейнеры, коробки, бочки. Обычно они изготовлены из дерева, фанеры, прочной пластмассы, и усилены в местах стыков и по дну металлическими накладками. Полужесткая тара – это картонные коробки, корзины, рулоны. Мягкой тарой являются мешки, тюки.

К штучным грузам относятся трактора и катера, станки и оборудование – всё, что можно грузить отдельными единицами. Перевозка штучных грузов отличается тем, что в одну машину или вагон можно загружать различные виды товаров.

Укрупненная грузовая единица тоже является штучным грузом. Такие грузовые единицы формируются из штучных грузов с применением поддонов, строп, обвязок, стяжек и прочих приспособлений. Использование укрупненных грузовых единиц значительно сокращает время загрузки и выгрузки.

Подразделение грузов на классы по способу погрузки и выгрузки

В зависимости от того, каким образом объекты погружают в транспортировочный автомобиль и извлекают по прибытии на место, определяют три группы грузов:

Штучные или специальные

Разделяют объекты на тарные (требующие упаковки) и бестарные. Они могут отличаться формами, габаритами, массой но все равно они по своим характеристикам относятся к одной категории. Перевозка таких грузов осуществляется со строгим соблюдением мер по сохранности и безопасности.

Навалочные

Этот класс включает в себя груз, который можно при автомобильных перевозках складывать штабелями, сваливать кучей, транспортировать насыпью, а также мелкоштучные в упаковке и без нее. Особенных условий для транспортировки таких грузов не предусмотрено. Обычно при перевозке используются бортовые грузовые машины, самосвалы.

Такой груз редко требует специального сопровождения, только в случае если материал или вещество есть опасным для окружающей среды (отходы опасного специализированного производства).

Наливные

Чаще их перевозят без тары, но в цистернах, что устанавливаются на автомобилях. К таким грузам относят и горючие вещества, требующие особенного отношения: охрана, сопровождение, нормативы погрузки, выгрузки, транспортировки.

Наливные грузы перевозятся в специально оборудованных цистернах

КЛАССИФИКАЦИЯ ГРУЗОВ


С того времени, как товар предъявлен к перевозке, он переходит в новую стадию - становится грузом. При превращении товара в категорию груза, для морского транспорта теряется значение его потребительских характеристик, но возникает необходимость изучения и учета транспортных свойств груза. Транспортные свойства груза - это совокупность характеристик груза, которые определяют способ и условия его перевозки, обработки и хранения.
Транспортные свойства груза тесно связаны с технологией перевозки. За последнее столетие форма предъявления грузов к доставке в значительной степени оказало влияние на развитие судостроения. Сегодня судоходные компании заказывают не только нефтеналивные танкеры, сухогрузы и рефрижераторные суда, а становятся обладателями принципиально новых специализированных судов - автомобилевозов, контейнеровозов, лихтеровозов, газовозов и химовозов, а также других типов. В связи с этим к каждому из них предъявляются свои требования к конструкции портового оборудования и перегрузочной техники.
Любому грузу придается транспортабельное состояние. Для этого его упаковывают в тару, которая должна быть довольно прочной для условий морской перевозки и выдерживать перегрузку в местах обработки грузов, легкой, недорогой и минимальной по объему. Для всех типов транспорта была установлена общая классификация грузов, которая служит для установления тарифного класса груза и определения транспортной оплаты.

Тарифная номенклатура грузов делится:
- по происхождению (продукты сельского хозяйства и промышленности);
- по физико-химическим свойствам (скоропортящиеся и устойчиво сохраняющиеся грузы);
- по технологии перевозки (сухие и наливные грузы);
- по форме предъявления к морской перевозке (штучные, навалочные, наливные и пр.);


Транспортная классификация охватывает всю номенклатуру, предъявленную к перевозке грузов. Группы грузов можно объединить по различным признакам, поэтому это разнообразие можно классифицировать.
транспортная классификация грузов

Для систематизации грузов и решения проблемы совместимой перевозки их разделяют по некоторым признакам.

классификация грузов по способу перевозки


Все грузы по способу перевозки разделяются на штучные, навалочные, наливные и грузы, перевозимые в укрупненных единицах.
К штучным грузам относится широкое наименование грузов в ящиках, мешках, бочках, тюках и т. д. К ним также относятся автомобильная и строительная техника, металлоконструкции, технической оснащение и прочие грузы, перевозимые отдельными местами. Особенностью этих грузов является то, что на грузовом судне одновременно может перевозиться как однородный груз, например вино в бочках, так и множество других партий разнородного груза, например медикаменты, одежда, бытовые товары и т. д. Когда линейные размеры одного места штучного груза более 9 метров, оно относится к категории длинномеров, а когда вес составляет более 3 тонн, оно относится к разряду тяжеловесов.
Навалочные грузы перевозятся без тары - навалом. Они состоят из большого числа однородных частиц, например сахар, или частиц груза разного размеры - каменный уголь, щебень и пр. Для их перевозки используют целое грузовое судно или отдельные трюмы.
Укрупненные грузовые единицы - это контейнеры, трейлеры, флоты, роллтрейлеры, пакеты и так далее. Укрупнение грузовых мест позволяет механизировать процесс обработки груза и увеличить целесообразность работы торгового флота.
Наливные грузы в себя включают сырую нефть, нефтепродукты, растительные масла, спирт, химические материалы и сжиженный природный газ.

классификация по физико-химическим свойствам


По физико-химическим свойствам грузы разделяются:
- на гигроскопические это те, которые восприимчивые к влаге, исходящей из окружающей среды и способны легко ее отдавать;
- на самонагревающиеся и самовозгорающиеся;
- на ядовитые и выделяющиеся вредные газы;
- на огнеопасные;
- на взрывчатые;
- на слеживающиеся, смерзающиеся и спекающиеся;
- на издающие специфические запахи;
- на воспринимающие посторонние запахи;
- на пылящие;

классификация по режиму перевозки


В зависимости от влияния на грузы внешней среды, т. е. температуры и влажности их принято разделять на нережимные и режимные. К нережимным относятся такие грузы, у которых действия агрессивных факторов, возникающих в процессе морской перевозки, не вызывают изменения их физико-химических свойств и ухудшения качества. Они не требуют создания особых условий при их транспортировке. К режимным относятся такие грузы, которые требуют создания в трюмах определенных температурно-влажностных условий. Без соблюдения этих условий транспортировка режимных грузов невозможна или возможна только в течение ограниченного времени. Некоторые грузы требуют выполнения особых карантинных режимов перевозки.

классификация по совместимости различных грузов


Грузы обладают чрезвычайно разнообразными физико-химическими свойствами. Часто это приводит к тому, что совместная их перевозка в одном помещении невозможна. Нарушение этого ограничения может привести к полной порче груза или частичной потере товарных качеств груза. Для решения вопросов совместимости перевозимых грузов надо знать не только свойства груза, но и возможность их проявления в зависимости от тары и упаковки. Для определения возможности совместной перевозки грузов их прежде всего делят на три группы: обладающие агрессивными свойствами, подверженные воздействию агрессивных факторов, нейтральные по отношению к другим грузам.
Грузы, обладающие агрессивными свойствами, разделяются на группы: тепловыделяющие, влаговыделяющие, газовыделяющие, выделяющие запахи, ядовитые, пылящие, самовозгорающиеся, носители карантинных объектов.
Грузы, подверженные воздействию агрессивных факторов, разделяются на группы: портящиеся под воздействием влаги, тепла, пыли, подверженные воздействию ядовитых веществ и карантинных объектов, воспринимающие запахи. Возможность совместимости отдельных видов груза определяется данными таблицы.
совместимость грузов при морской перевозке

Примечание: Цифры в графах указывают на условия совместимости, характеризующиеся принятой семибальной системой.
В этой таблице в клеточке пересечения любых двух интересующих нас групп стоит цифра, которая по семибальной системе характеризует степень совместимости грузов.
Цифры обозначают:
1 - «совместная перевозка на одном судне запрещается»;
2 - «через отсек от...» - грузы должны быть разделены двумя стальными водопроницаемыми переборками:
3 - «в соседнем отсеке от...» - грузы должны быть разделены вертикальной
стальной водонепроницаемой переборкой;
4 - «в одном отсеке, но в разных помещениях от...» - грузы должны быть разделены двумя стальными палубами или переборками;
5 - «в одном помещении при условии разделения грузом, нейтральным по отношению к двум перевозимым»;
6 - «в одном помещении, но с сепарацией»;
7 - «совместное размещение допускается без ограничений».
Существует и другой способ решения этой проблемы, например метод кодирования свойств грузов и возможности их совмещения. В соответствии с этим все грузы разделены на четыре вида: смещающиеся (СГ, режимные (РГ), опасные (ОГ), наливные (НГ). В свою очередь тип груза делится на классы и группы грузов.

Источники

Использованные источники информации при написании статьи:

  • https://www.reartek.com/klassifikaciya-gruzov/
  • https://gruz0perevozki.ru/klassifikaciya-gruzov.html
  • https://logoskop.ru/dokumenty/klassy-gruzov-pri-avtomobilnyh-perevozkah.html
  • http://korabley.net/news/klassifikacija_gruzov_i_ikh_transportnye_kharakteristiki/2011-02-18-772
0 из 5. Оценок: 0.

Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением о статье.

Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий